На главную страницу
Немного истории Описание породы Приобретение щенка Айболит


Дрессировка
   Методы дрессировки собак. Выработка навыков
   Приемы дрессировки
   Типы высшей нервной деятельности собак
   Возможные ошибки дрессировщика
   Требования, предъявляемые к дрессировщику
   Правила дрессировки
   Начальная дрессировка
   Приучение к месту
   Приучение к чистке и мытью
   Приучение к шлейке и поводку
   Приучение к наморднику
   Приучение подходить к хозяину (дрессировщику)
   Приучение к переходу в свободное состояние
   Прекращение нежелательных действий
   Приучение к играм с хозяином и сверстниками
   Приучение к прогулкам
   Занятие положения рядом с хозяином
   Приучение садиться

   Приучение ложиться
   Приучение стоять
   Приучение показывать зубы
   Апортировка
   Движение вперед
   Движение по лестнице
   Преодоление барьера, канавы, глухого забора
   Движение по бревну (буму)
   Движение в населенных пунктах
   Перевозка в транспортных средствах
   Выработка выдержки
   Приучение ползать
   Приучение к лаю
   Общий курс дрессировки
   Приучение к отказу от корма
   Приучение к выстрелам
   Приучение к плаванию
   Замедление темпа движения


   
Методы дрессировки собак.
Выработка навыков.


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Первый метод - механическая дрессировка. Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет механический раздражитель (принуждение). Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду "сидеть" сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, и собака будет садиться по приказанию дрессировщика.
   К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.
   Второй метод - вкусопоощрительная дрессировка. В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетается с командой "сидеть" и сопровождается дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет садиться по одному лишь приказанию дрессировщика.
   Действия, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято называть навыком. Навык - это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов.
   При выработке навыков наиболее целесообразным является контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительных методов. При обработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать другой раздражитель. Безусловный раздражитель имеет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, то есть является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет побуждающим (наталкивающим) на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).
   В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать уже выдрессированную собаку. Чтобы развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой. Ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.
   
Приемы дрессировки.


Вверх Написать письмо На главную страницу
   В каждом случае дрессировка по тому или иному методу осуществляется при помощи приемов.
   Прием - это система воздействия на собаку в целях выработки определенного навыка. Каждый прием дрессировки подразделяется на следующие стадии.
   Первая стадия - воспитание первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т.п.).
   В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде "ко мне" первоначальное действие заключается в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.
   При отработке навыков "стоять", "сидеть" и "лежать" вначале от собаки требуется выполнение команды без выдержки.
   На этой стадии дрессировщик должен решить две задачи: побудить собаку выполнить нужное действие и выработать первоначальную условную связь на команду.
   Первая стадия характеризуется двумя особенностями.
   Во-первых, у собаки может возникнуть явление обобщения условных раздражителей. Собака "еще не умеет" четко различать команды и может проявлять ошибочные действия, например ложиться по команде "сидеть" и т. д. Дрессировщик должен "затормаживать" ошибочные действия собаки и закреплять дачей лакомства только правильно выполненные.
   Во-вторых, на этой стадии стойкая связь на команду еще не установлена, дрессировщик еще не может преодолеть влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий занятия следует проводить в обстановке с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.
   Вторая стадия - усложнение первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию, воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, при подходе собаки к дрессировщику по команде "ко мне" таким усложнением является закрепление ее определенного положения у левой ноги дрессировщика и установление условного рефлекса на жест, выдержка в различных положениях и т. д.
   На второй стадии дрессировки не следует усложнять условий окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков. Необходимо добиваться, чтобы собака четко различала применяемые команды, и своевременно "затормаживать" ее ошибочные действия. Для этого подобные действия не подкрепляют лакомством, а правильное выполнение - обязательно подкрепляют поощрением.
   Третья стадия - закрепление отрабатываемого сложного действия (навыка) в различных условиях окружающей среды. Как только собака приучиться четко и безотказно выполнять все действия, обстановку, в которой проходят занятия, необходимо усложнять, как можно чаще менять место проведения занятий, чтобы новая обстановка обязательно была связана с наличием посторонних раздражителей (различные звуки, присутствие людей, животных и т. д.). Первое время в таких условиях у собаки будет сильно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно он начнет угасать, и собака привыкнет к новым раздражителям. Чтобы управлять поведением собаки в усложненных условиях, дрессировщик должен постепенно использовать более сильные методы воздействия (увеличивать силу применяемых механических раздражителей). При этом необходимо отдавать команды с угрожающей интонацией, как условный сигнал на последующее болевое воздействие.
   При отвлечении собаки и ее отказе выполнять определенное действие следует добиваться выполнения команды, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.
   Приемы состоят из различных, но строго определенных воздействий.
   Приемы дрессировки собак для выполнения сложных действий в связной, караульной, розыскной и других службах строятся на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. Весь процесс работы с собакой заключается в осуществлении целого ряда приемов. Причем каждый последующий прием может быть использован только в том случае, когда с помощью предыдущих приемов у животного были выработаны навыки, на основе которых может быть получен новый результат (более сложный навык).
   При дрессировке караульных собак, необходимо развивать у них злобность и недоверие к людям, приучать к работе на короткой глухой привязи и т. п.
   
Типы высшей нервной деятельности собак


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Собаки по-разному поддаются дрессировке. Одни животные легко, быстро и прочно усваивают отрабатываемые навыки (условные рефлексы), другие поддаются дрессировке медленно, но выработанные навыки у них закрепляются прочно. Встречаются и такие собаки, которые плохо поддаются дрессировке и слабо проявляют служебные качества.
   Различные типы высшей нервной деятельности зависят от того, как между собой сочетаются свойства нервной системы. И. П. Павлов установил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД): возбудимый неуравновешенный (холерик), уравновешенный подвижный (сангвиник), уравновешенный спокойный (флегматик), слабый (меланхолик).
   Собаки возбудимого типа (холерики) обладают сильным процессом возбуждения и ослабленным торможением. В результате отсутствия равновесия между этими двумя процессами преобладающим является процесс возбуждения. Собаки этого типа характеризуются большой двигательной активностью: за один и тот же промежуток времени они совершают значительно больше движений, чем собаки других типов.
   Однако только по двигательной активности нельзя определить тип ВНД собак. Основное значение для его определения имеет условно-рефлекторная деятельность.
   У собак возбудимого типа быстро образуются положительные условные рефлексы и очень медленно вырабатываются тормозные. Поэтому собаки возбудимого типа быстро усваивают все команды, связанные с выполнением каких-либо действий, требующих активного состояния нервной системы (состояния возбуждения), и слабо усваивают команды или действия, в основе которых лежит процесс торможения (например, хождение рядом с дрессировщиком, выдержка в различных положениях и т.д.).
   Дифференцировочное торможение у собак этого типа слабое и отрабатывается с трудом. Такие животные (особенно в начале дрессировки) часто "путают" значение различных команд. Особенно трудно у собак этого типа вырабатывается дифференцировка,требующая большого напряжения тормозного процесса (такие действия, как, выборка вещи по запаху, человека по его вещи, выборка нужного следа).
   При выработке дифференцировки у собак возбудимого типа можно усилить тормозной процесс. Это достигается регулярными и систематическими упражнениями. Выдержку следует отрабатывать постепенно, "тренируя и накапливая" процесс торможения. Вначале рекомендуется не затягивать выдержку более 3-5с, постепенно доводя ее до нескольких минут. При первоначальной дрессировке на выборку вещи, выборку человека по следу и т. п. не следует производить посыл более 1-2 раз. Со временем количество посылов постепенно увеличивают. К усложнению следа (ввод посторонних следов и углов) можно переходить после того, как собака будет четко "прорабатывать" обычный след. Очень дисциплинирует собаку возбудимого типа отработка таких навыков, как хождение рядом с дрессировщиком, запрещение по команде "фу", выдержка в различных положениях.
   У собак уравновешенного подвижного типа (сангвиников) процессы возбуждения и торможения находятся в состоянии относительного равновесия. Наряду с этим для них характерна большая подвижность (легкая взаимозаменяемость одного процесса другим и наоборот), зависящая от действующих раздражителей.
   Собаки этого типа отличаются значительной двигательной активностью. Положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них легко и достаточно прочно, имеется хорошее дифференцировочное торможение. Особенно характерна для собак этого типа большая подвижность процессов возбуждения и торможения. Такие собаки наиболее легко поддаются дрессировке, у них хорошо закрепляются положительные и отрицательные навыки, они активны в работе и легко переключаются с одного действия на другое. Дрессировка подвижного типа не требует особых указаний. Лучше всего применять контрастный метод. Однако нельзя забывать, что в процессе дрессировки необходимо придерживаться принципа "от простого к сложному". В противном случае можно " испортить" собаку.
   У собак уравновешенного типа (флегматиков), как и у сангвиников, процессы возбуждения и торможения по силе проявления находятся в равновесии. Но в отличии от сангвиников, процесс возбуждения и торможения в нервной системе этих собак малоподвижен (один процесс медленно заменяется другим). Собаки этого типа характеризуются повышенной двигательной активностью. Положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них медленно, но выработанные достигают большой четкости. По поведению многие собаки-флегматики кажутся малоподвижными и вялыми. Дрессировке они поддаются нелегко, но закрепленные навыки оказываются весьма стойкими в работе. При дрессировке собак этого типа от дрессировщика требуются большая настойчивость и терпение. У собак-флегматиков довольно просто воспитать выдержку в различных положениях. Они легко переносят действие сильных механических раздражителей, поэтому при дрессировке можно использовать механический метод. Однако принуждением не следует злоупотреблять.
   Для собак слабого типа (меланхоликов) характерны слабые процессы возбуждения и торможения. Поэтому в результате большого напряжения у них легко нарушается нервная деятельность. Некоторые собаки-меланхолики имеют относительную подвижность обоих нервных процессов. Условные рефлексы у них вырабатываются нестойко, однако четкое дифференцировочное торможение возникает сравнительно легко.
   Встречаются собаки, для которых при слабости обоих нервных процессов характерна малая подвижность. Условные рефлексы у них нестойки и вырабатываются медленно, дифференцировочное торможение недостаточное.
   У собак слабого типа часто наблюдается пассивно-оборонительная реакция, но ее нельзя считать основным признаком слабости нервной системы. Собаки этого типа мало пригодны для дрессировки и использования.
   
Возможные ошибки дрессировщика.


Вверх Написать письмо На главную страницу
   В процессе занятий дрессировщик может допустить различные ошибочные действия в отношении собаки. Ошибки дрессировщика затрудняют дрессировку и снижают ее качество, в дальнейшем они могут стать препятствием для использования служебной собаки.
   Причинами возможных ошибок могут быть слабая теоретическая подготовка дрессировщика, недостаточный практический опыт, отсутствие анализа процесса дрессировки. Наиболее часто дрессировщики совершают следующие ошибки.
   1. Недооценивают или переоценивают особенности поведения собак. Это происходит из-за субъективного подхода к животному, кроме того, игнорируется качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и собаки. Дрессировщик "очеловечивает" собаку. Он приписывает ей способность сознательно относиться к своим действиям и т. п. Такой дрессировщик, кроме положительных команд, начинает уговаривать собаку выполнить то или иное действие, даже угрожает ей.
   Подобные действия затрудняют выработку условных рефлексов на соответствующую команду, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами). Как известно, при посторонних звуковых раздражителях собака отвлекается (ориентировочная реакция), что тормозит выполнение различных команд.
   Дрессировщик, приписывающий собаке способность осознанно понимать значение слов команды, начинает неправильно пользоваться командами как определенными условными раздражителями. Например, побудив собаку по команде "апорт" взять апортировочный предмет, он взяв этот предмет из пасти собаки, использует не одну команду "дай", а говорит: "дай апорт". По существу происходит нарушение основного принципа выработки условного рефлекса. У собаки на команду "апорт" воспитывается условный рефлекс схватывания предмета. Эта команда для собаки означает необходимость держать в пасти апортировочный предмет. Команда "дай" является условным раздражителем для того, чтобы собака отдала предмет дрессировщику. Следовательно, одновременное использование команд "дай" и "дай апорт" будет воспринято, как одновременное выполнение двух взаимно исключающих действий "отдать и взять". Такое неправильное сочетание двух названных команд затрудняет отработку необходимого навыка у собаки и может произойти срыв нервной деятельности.
   2. Возможна и другая ошибка. Допустим, что во время выгуливания без поводка собака отвлеклась на посторонний раздражитель (кошка, птица, другая собака и т. д.) и не подходит к дрессировщику по команде "ко мне", а только после нескольких повторных команд. Если наказать собаку (в момент подхода к дрессировщику), будет нарушен основной принцип выработки условного рефлекса на команду "ко мне", который основан на пищевом рефлексе и получении лакомства при подходе к дрессировщику. Наказание собаки при подходе к дрессировщику вызовет у нее оборонительный рефлекс, и в дальнейшем животное будет бояться подходить к нему. Кроме того, собака будет бояться поводка в руках дрессировщика. Это также затормозит ее подход к нему.
   Нужно помнить, что наказывать собаку (как это понимает человек) совершенно недопустимо. В дрессировке используется не наказание, а "запрещение".
   Дрессировщик должен "не очеловечивать" собаку, а повседневно изучать ее поведение и влияющие на него условия, выяснять причины, которые нарушают работу собаки. Одни и те же методы дрессировки неприемлемы для собак различного типа высшей нервной деятельности (возбудимых, спокойных, злобных, трусливых, с преобладанием пищевой реакции и без нее). Без индивидуального подхода к животным в процессе дрессировки трудно добиться эффекта в работе, можно испортить собаку.
   
Требования, предъявляемые к дрессировщику.


Вверх Написать письмо На главную страницу
   В процессе дрессировки основным фактором, организующим поведение собаки, является дрессировщик. Он не только воздействует на поведение собаки, но и добивается выполнения действий которые обеспечивают ее служебное использование. Успех работы зависит от теоретической подготовленности дрессировщика и его практического опыта. Дрессировщик должен правильно и быстро решать задачи, возникающие в процессе дрессировки, и помнить о необходимости индивидуального подхода к собаке. Это, прежде всего, обусловлено внимательным отношением к работе, а внимание, как известно, является основой наблюдательности, без чего нельзя изучить поведение животного.
   Методы и приемы, используемые в процессе дрессировки, должны применяться по-разному в каждом случае. Без этого немыслим индивидуальный подход к собаке.
   Чтобы умело контролировать действия собаки, дрессировщик должен быть строго последовательным в работе. Приступая к выработке у собаки того или иного навыка, прежде всего, необходимо наметить, какой метод и прием следует использовать, и хорошо продумать последовательность своих действий. Приступив к дрессировке собаки, необходимо настойчиво выполнять поставленные задачи.
   Во время практических занятий дрессировщик должен стремиться сохранить "заинтересованность" собаки в работе. Для этого необходимо учитывать общее состояние собаки (здоровье, степень ее возбудимости, наличие течки и т. д.), не переутомлять ее и разнообразить приемы дрессировки. Большое значение имеет умелое использование и сочетание принуждения, поощрения и запрещения. Каждый дрессировщик должен обладать выдержкой, находчивостью, смелостью и строго соблюдать последовательность своих действий. Успех дрессировки во многом зависит от любви к животным. Поэтому оптимальным вариантом является тот, когда дрессировкой собаки занимается хозяин.
   
Правила дрессировки.


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Дрессировщик должен строго придерживаться следующих правил:
  1. начиная дрессировку, нужно внимательно изучить особенности поведения собаки (тип высшей нервной деятельности, преобладающую реакцию), приучить животное к себе и лишь после этого приступать к работе;
  2. на каждом занятии необходимо ставить определенную задачу и добиваться ее выполнения;
  3. строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель (команду, жест) применять несколько раньше безусловного, в крайнем случае - одновременно;
  4. команды не изменять, но использовать соответствующую интонацию и внимательно следить за правильностью и четкостью подачи команд и жестов;
  5. не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки, быть требовательным и настойчивым, не забывая поощрять каждое правильное действие собаки;
  6. дрессировку следует проводить по принципу: "от простого к сложному";
  7. не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообразить занятия, стремясь сохранить заинтересованность собаки в выполнении различных действий;
  8. внимательно следить за физическим состоянием животного.
   
Начальная дрессировка


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Вначале рассмотрим возрастные особенности щенков и подходы к дрессировке каждой из трех возрастных групп.
   Щенков в возрасте 1 - 3 мес. приучают к хозяину и членам его семьи, кормлению, своему месту, чистке и мытью, чистоплотности, кличке, шлейке и поводку, подходу к хозяину (команда "ко мне"), отходу от хозяина (команда "гуляй"), прекращению нежелательных действий (команда "фу"), играм с хозяином и сверстниками, раздражителям внешней среды (на прогулке).
   У щенков легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, и с трудом - навыки, основанные на тормозных реакциях. Для выработки необходимых навыков необходимо использовать лакомства.
   В возрасте 3 - 6 мес. щенков продолжают приучать к чистоплотности, кличке, выполнению команд "место", "ко мне", "гуляй", "фу", играм с хозяином и сверстниками и к раздражителями внешней среды. Щенка приучают к ошейнику и поводку, наморднику. Приступают к отработке команд "рядом", "сидеть", "лежать", "стоять", "покажи зубы", "апорт", учат двигаться по лестнице, преодолевать небольшие препятствия, двигаться в населенных пунктах, вести себя в транспортных средствах, а также выдержке.
   В отличие от 1 - 3-месячных животных, необходимые навыки 3 - 6-месячных щенков вырабатываются в процессе той или иной деятельности не только при помощи корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим ладонью, легкие натяжения и рывки поводком и др.). Корм (лакомство), как правило, используют для поощрения за выполнение команды.
   В возрасте 6 - 8 мес. щенка приучают выполнять команды "ко мне", "гуляй", "рядом", "сидеть", "лежать", "стоять", "место", "апорт", "фу", "покажи зубы", преодолевать препятствия, двигаться в населенных пунктах, вести себя в транспортных средствах и выдержке. Продолжаются игры с хозяином и сверстниками, прогулки. Приступают к отработке команд "голос " и "ползи ".
   В этот период щенка приучают выполнять команды, подаваемые одновременно с жестами, а также раздельно. Усложняется методика дрессировки, повышаются требования, предъявляемые к щенку. Для более четкого выполнения команд допускаются не только натяжения, но и умеренные рывки поводком, нажимы ладонью на участки тела (метод принуждения). Но по-прежнему все воздействия на щенка должны быть щадящими, так как его организм в этом возрасте еще не достаточно сформировался.
   Для того чтобы навыки выполнения команд соответствовали требованиям общего курса дрессировки (ОКД), необходимо постепенно приучать щенка выполнять их без поводка. Приучить щенка работать без поводка можно лишь тогда, когда у него на ту или иную команду выработаются и закрепятся навыки при работе с ним на поводке. В противном случае щенок не только ничему "не научиться", но и утратит ранее приобретенные навыки.
   
Приучение к месту


Вверх Написать письмо На главную страницу
    Научить собаку возвращаться на место необходимо как в повседневной жизни, так и при специальной дрессировке. Условными раздражителями здесь служат команда и жест, безусловными - поощрение, легкий рывок поводком.
   К своему месту щенка начинают приучать с первых дней его появления в доме. Это место, где должен лежать коврик (половичок), предназначено для отдыха щенка, а также для его временного размещения в случаях, когда он мешает людям (уборка помещений, прием пищи и др.).
   Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись, начнет укладываться где-нибудь на отдых, нужно взять его на руки, отнести на его место и после команды "место" положить на коврик, затем повторить команду "место" и погладить. В первое время щенок, как правило, попытается подняться и убежать. В таком случае, удерживая его на подстилке, следует повторить команду "место", погладить, а когда он успокоится, поощрить восклицанием "хорошо", поглаживанием и лакомством, а затем отойти. Если щенок устанет, на этом упражнение можно закончить. Если он встанет и попытается улечься где-нибудь на другом месте, упражнение следует повторить. В течение дня упражнение нужно повторять 3 - 4 раза.
   По такой методике приучают щенка уходить по команде "место" в случаях, если во время приема людьми пищи он будет попрошайничать или во время уборки квартиры станет гоняться за веником и др.
   Следует учитывать, что щенка сравнительно легко приучить к выполнению команды "место", когда он сыт или устал. Значительно труднее сделать это, когда его возбуждает запах пищи у стола или привлекает движущийся по полу веник или пылесос. Постепенно ваш щенок привыкнет выполнять команду "место".
   В возрасте 6 - 8 мес. команду "место" отрабатывают не только в квартире, но и во дворе.
   Щенка берут на длинный поводок, укладывают по команде "лежать" и кладут перед ним какой-нибудь предмет, который обозначал бы его место. Вторично произносят команду "лежать", отходят от щенка на 3 - 5 шагов и поворачиваются к нему. После небольшой паузы щенка подзывают к себе, поощряют, затем делают такой жест - протягивают правую руку ладонью вниз на высоту пояса в направлении места, которое щенок оставил, и опускают к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед, одновременно подавая команду "место". В это же время левой рукой делают несколько легких рывков поводком и идут со щенком к обозначенному месту. При этом отпускают щенка вперед, приучая двигаться к месту самостоятельно. Во время движения 2 - 3 раза повторяют команду "место". Подведя щенка к предмету, укладывают его и поощряют. Упражнение повторяют с небольшими перерывами 2 --3 раза.
   Если щенок отходит от своего места, команду следует подать более строгим тоном, а если это не помогает, щенка нужно отвести на место на поводке.
   Когда щенок выработает навык на команду и жест, команду "место" после жеста нужно подавать все реже, а затем ограничиться одним жестом. Затем щенка отправляют на место по команде и жестом одновременно.
   Навык выработан, если собака без поводка по первой команде и жесту хозяина (дрессировщика) быстро и четко возвращается на прежнее место с расстояния до 15 м, самостоятельно ложиться не далее чем в 1 м от оставленного предмета и сохраняет выдержку до 30 с.
   
Приучение к чистке и мытью.


Вверх Написать письмо На главную страницу
   К чистке и мытью щенка приучают с раннего возраста, когда его отняли от матери и содержат в доме или во дворе. Сложности в выработке этого навыка не возникают, если щенка приучают к мытью и чистке осторожно, не причиняя боли и не пугая его. Чистка станет для щенка источником приятных ощущению, и он будет каждый раз с радостью подбегать к хозяину, увидев в его руке щетку или гребень.
   Это в равной степени относится и к приучению щенка к мытью. Нужно внимательно следить за температурой воды, особенно если пользуются шлангом со смесителем. Бывают случаи, когда теплая вода внезапно сменяется горячей и щенок получает ожог. После этого в течение многих дней только шум вытекающей из шланга воды будет вызывать у него испуг и активное сопротивление мытью.
   
Приучение к шлейке и поводку.


Вверх Написать письмо На главную страницу
   К шлейке и поводку щенка нужно приучать с 2 - 2,5-месячного возраста. Подбирают соответствующую шлейку и подгоняют ее так, чтобы она не болталась и в то же время не затрудняла движений щенка. После этого осторожно, но достаточно быстро надевают на щенка шлейку. Если щенок беспокоится и пытается освободиться от нее, его успокаивают поглаживанием, отвлекают игрой, короткой пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет сильно беспокоиться, нужно снять шлейку и предоставить возможность немного побегать, а затем снова надеть шлейку. В течение дня упражнение повторяют 3 - 4 раза.
   Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на него шлейкой, во время прогулки быстро и по возможности незаметно для него к шлейке пристегивают короткий легкий поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и опускают его на землю. После 3 - 5-минутной прогулки берут поводок в левую руку и, слегка натянув его, продолжают прогулку. Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок, его натяжение ослабляют. В течение дня упражнение повторяют 4 - 5 раз. Поводок предназначен для удержания щенка и управления им во время выгула и прогулок. В дальнейшем его используют также при выработке навыков на различные команды.
   Нужно, чтобы щенок относился к поводку спокойно. Обычно так и бывает. Как только хозяин берет в руку поводок, щенок начинает бегать вокруг него, подпрыгивает и проявляет другие признаки радости. Поэтому неправильно использовать поводок для наказания щенка. Для этого следует пользоваться прутиком и прибегать к нему в случае крайней необходимости, когда другие меры воспитания не достигают цели. Если наказывать щенка поводком, пусть даже слегка, он станет бояться его. При систематическом злоупотреблении поводком щенок начинает убегать и прятаться от хозяина каждый раз, когда он берет поводок в руки.
   В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как это нередко делают многие собаководы. Недопустимо, чтобы щенок во время прогулки, играя с поводком, грыз его и тянул к себе. В таком случае поводок теряет свое значение как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на прогулках.
   При соблюдении методики щенок быстро привыкает к шлейке и поводку.
   
Приучение к наморднику


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Приучение щенка к наморднику можно начинать с 4-месячного возраста. Наиболее удобным является намордник из кожи, а в теплое время года - сетчатый металлический намордник.
   Намордник подбирают в соответствии с размером морды щенка, а при необходимости подгоняют его так, чтобы он не особенно стеснял щенка и не болтался. Во время прогулки со щенком на поводке нужно остановиться, показать ему намордник так, чтобы он имел возможность его понюхать, и осторожным, но быстрым движением правой руки надеть и застегнуть намордник, после чего можно продолжать прогулку. Если щенок предпримет попытку освободиться от намордника, с ним можно немного побегать и успокоить поглаживанием. Чтобы отвлечь щенка, можно подать команды "сидеть", "лежать" и т.д. Через 2 - 3 минуты намордник снимают и после небольшого перерыва упражнение повторяют 2 - 3 раза. В дальнейшем нужно увеличивать время пребывания щенка в наморднике.
   
Приучение подходить к хозяину (дрессировщику)


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Подходить к хозяину по команде "ко мне" щенка приучают сразу же после установления с ним контакта и приучения к кличке и месту. Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки очень большое значение, поэтому к его выработке следует отнестись с должным вниманием. Условными раздражителями являются команда "ко мне" и жест, безусловными - лакомство, легкое подтягивание поводка, поглаживание.
   Добиться от щенка безотказности и четкости выполнения команды "ко мне" можно только в том случае, если команда будет восприниматься как сигнал к последующему поощрению, сопровождаемому приятными ощущениями. По этому вначале щенка приучают выполнять команду "ко мне" с помощью корма.
   Приступая к кормлению, берут кормушку, произносят кличку и, как только щенок обратит на это внимание, подают команду "ко мне", после чего ставят кормушку на место. Увидев, что щенок подбегает, хозяин подает команду "ко мне", а когда он подбежит, поощряет его восклицанием "хорошо", поглаживанием и дает корм. Так поступают перед началом каждого кормления. Вначале подзывают щенка, находящегося в этой же комнате и наблюдающего за хозяином, а в дальнейшем делают это, когда он будет находиться в другой комнате, в коридоре и будет чем-то занят (игрушкой и др.). Тем самым поступают по принципу "от простого - к сложному".
   После 4 - 5 дней занятий начинают отрабатывать команду “ко мне”, выводя щенка из дома. Когда щенок во время прогулки удалиться от хозяина на 7 - 8 шагов, тот произносит его кличку. Как только щенок обратит на это внимание, подают команду “ко мне”. Когда щенок подбежит к хозяину, его поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. В течение одной прогулки упражнение повторяют 4 - 5 раз.
   Нередко, особенно в первые дни занятий, щенок на свою кличку и команду “ко мне” может не реагировать. В таком случае повторяют кличку громче и, когда щенок обратит на это внимание, - еще громче и в повелительном тоне подают команду “ко мне”, но ни в коем случае не кричат. Затем показывают щенку лакомство, и если это на него не действует, называют кличку, немного отбегают в сторону или присаживаются. Как правило, это вызывает у щенка интерес, и он подбегает к хозяину. Следует немедленно поощрить его восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. Такой “маневр” используют также в том случае, если щенок по команде “ко мне” подходит к хозяину, но слишком медленно.
   Некоторые щенки, несмотря на все старания хозяина, плохо выполняют команду “ко мне” или вовсе отказываются ее выполнять. В таком случае прибегают к методу принуждения, хотя он для щенков нежелателен. Использовать его следует весьма осторожно и лишь для более взрослых щенков. Щенка берут на длинный поводок и, когда он удалиться от хозяина, произносят кличку и подают команду “ко мне”, затем, осторожно натягивая поводок медленно подтягивают щенка к себе, повторяя команду 2 - 3 раза. Нужно стремиться не причинить щенку боли. Как только он приблизится к хозяину, его поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством.
   Повторяя упражнения, постепенно усложняют дрессировку. Периодически подают команду “ко мне”, не произнося предварительно кличку. Подают эту команду, когда щенок чем-то увлекся и скрылся от хозяина. Постепенно увеличивают расстояние между хозяином и щенком в момент подачи команды “ко мне”. Однако нельзя слишком усложнять задание и делать его непосильным для щенка. Следует помнить, что требование немедленного, безотказного и энергичного подхода нужно повышать постепенно, по мере выработки первоначальных навыков и увеличения возраста щенка.
   В возрасте 3-6 мес. выполнение команды “ко мне” продолжают закреплять и совершенствовать, допуская умеренное принуждение (механическое воздействие). Если щенок не подходит по команде “ко мне”, его, подав команду, осторожно подтягивают длинным поводком, а затем поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяют 3-4 раза.
   Задание постепенно усложняют. Щенка подзывают по команде “ко мне”, когда он отвлекся или куда-то удалился. Расстояние между хозяином и щенком увеличивают. При этом каждый раз предварительно произносят кличку, чтобы привлечь внимание щенка, а когда он отреагирует, - команду “ко мне”.
   В возрасте 6-8 мес. команду “ко мне” отрабатывают и совершенствуют с помощью длинного поводка. Если щенок после команды и показа лакомства не подходит к хозяину, ее повторяют более строго и легко натягивают поводок, подтягивая щенка к себе и повторяя команду 1-2 раза. Когда щенок окажется возле хозяина, тот поощряет его восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. Нужно стараться не причинять щенку боли. После небольшого перерыва упражнение повторяют. На последующих занятиях нужно добиваться, чтобы щенок по команде направлялся к хозяину без помощи поводка, причем не подходил, а подбегал. Поощрение лакомством следует постепенно сокращать.
   После того, как щенок привыкнет подбегать к хозяину по команде “ко мне”, приступают к отработке реакции на жест. Когда щенок отбежит от хозяина на длинном поводке, произносят кличку, чтобы привлечь его внимание, и делают такой жест - поднимают правую руку в сторону на уровень плеча ладонью вниз и быстро опускают ее к бедру правой ноги, затем подают команду “ко мне”. Подбежавшего щенка поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяют с небольшими перерывами 3-4 раза.
   На следующих занятиях команду “ко мне” подают реже, а затем ограничиваются одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем подзывают щенка командой и жестом одновременно, но периодически прибегают то к одной команде, то к одному жесту, добиваясь, чтобы жест стал для щенка равноценен команде.
   Если щенок неохотно реагирует на жест, его можно активизировать, показав на правой руке лакомство или отбежав на несколько шагов.
   В дальнейшем щенка приучают по команде “ко мне” подбегать к хозяину, обходя его справа и сзади, и садиться у левой ноги. Для этого произносят кличку щенка, делают жест и произносят команду “ко мне”. Подбегающему щенку показывают в правой руке лакомство, отводят за спину и, переложив в левую руку, побуждают щенка вслед за лакомством обойти хозяина сзади и перейти на левую сторону. Когда щенок окажется у левой ноги, лакомство нужно переложить в правую руку и поднять его вверх и немного назад, заставляя щенка сесть. Если он не сядет, подают команду “сидеть”. Упражнение повторяют 3-4 раза, добиваясь более быстрого выполнения команды.
   Навык считается выработанным, если собака с любого расстояния, в разное время и при наличии отвлекающих раздражителей по первой команде и жесту быстро подбегает к дрессировщику (хозяину), обегает его справа сзади, останавливается у левой ноги и садится.

   
Приучение к переходу в свободное состояние


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Отходить от хозяина по команде “гуляй” щенка приучают после того, как он приучен выполнять команду “ко мне”. Условными раздражителями служат команда “гуляй” и жест, безусловными - внутренние естественные потребности животного к свободе.
   Во время прогулки отстегивают поводок, подают команду “гуляй” и небольшой пробежкой увлекают за собой щенка, чтобы он выбежал вперед. После того как щенок немного погуляет, его подзывают к себе и поощряют поглаживанием и лакомством. В дальнейшем, подав команду“гуляй”, сокращают пробежку, а в последующем посылают вперед по команде “гуляй”, оставаясь на месте. В течение дня упражнение следует повторить 4-5 раз.
   По мере выработки первоначальных навыков упражнение усложняют. Отсылают щенка все дальше, увеличивая время его пребывания в свободном состоянии, но не злоупотребляют усложнениями.
   В возрасте 3-6 мес. навык выполнения команды “гуляй” закрепляется и совершенствуется. Эта команда является для щенка поощрением и поэтому не требует со стороны хозяина особых усилий. Однако следует добиваться ее своевременного и четкого выполнения. В течение дня упражнение повторяют 2-3 раза.
   Маршрут движения щенка в свободном состоянии и продолжительность прогулки постепенно увеличивают.
   В возрасте 6-8 мес. команду “гуляй” отрабатывают на длинном поводке после выработки навыков на команду “ко мне” и жест. Щенка ставят у левой ноги, произносят кличку и - быстро отводят правую руку ладонью вниз в сторону желательного движения щенка, затем опускают к бедру с небольшим наклоном корпуса вперед, подавая команду “гуляй”. Вслед за этим бегут вперед, увлекая щенка. Упражнение повторяют 3-4 раза. Постепенно щенку дают возможность отбегать одному. Команду “гуляй” после жеста подают все реже, затем ограничиваются одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка.
   Навык считается выработанным, если щенок по первой команде “гуляй” и жесту дрессировщика (хозяина) сразу же переходит в свободное состояние при любых условиях и из любого положения, но не убегает слишком далеко.

   
Приучение к переходу в свободное состояние


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Отходить от хозяина по команде “гуляй” щенка приучают после того, как он приучен выполнять команду “ко мне”. Условными раздражителями служат команда “гуляй” и жест, безусловными - внутренние естественные потребности животного к свободе.
   Во время прогулки отстегивают поводок, подают команду “гуляй” и небольшой пробежкой увлекают за собой щенка, чтобы он выбежал вперед. После того как щенок немного погуляет, его подзывают к себе и поощряют поглаживанием и лакомством. В дальнейшем, подав команду“гуляй”, сокращают пробежку, а в последующем посылают вперед по команде “гуляй”, оставаясь на месте. В течение дня упражнение следует повторить 4-5 раз.
   По мере выработки первоначальных навыков упражнение усложняют. Отсылают щенка все дальше, увеличивая время его пребывания в свободном состоянии, но не злоупотребляют усложнениями.
   В возрасте 3-6 мес. навык выполнения команды “гуляй” закрепляется и совершенствуется. Эта команда является для щенка поощрением и поэтому не требует со стороны хозяина особых усилий. Однако следует добиваться ее своевременного и четкого выполнения. В течение дня упражнение повторяют 2-3 раза.
   Маршрут движения щенка в свободном состоянии и продолжительность прогулки постепенно увеличивают.
   В возрасте 6-8 мес. команду “гуляй” отрабатывают на длинном поводке после выработки навыков на команду “ко мне” и жест. Щенка ставят у левой ноги, произносят кличку и - быстро отводят правую руку ладонью вниз в сторону желательного движения щенка, затем опускают к бедру с небольшим наклоном корпуса вперед, подавая команду “гуляй”. Вслед за этим бегут вперед, увлекая щенка. Упражнение повторяют 3-4 раза. Постепенно щенку дают возможность отбегать одному. Команду “гуляй” после жеста подают все реже, затем ограничиваются одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка.
   Навык считается выработанным, если щенок по первой команде “гуляй” и жесту дрессировщика (хозяина) сразу же переходит в свободное состояние при любых условиях и из любого положения, но не убегает слишком далеко.

   
Прекращение нежелательных действий


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Этот навык необходим, чтобы хозяин (дрессировщик) с помощью команды мог своевременно прекратить нежелательные действия щенка (собаки) или попытки к их совершению. Условным раздражителем служит команда “фу”, безусловными - вначале удар прутиком, затем рывок поводком. Для взрослой собаки иногда применяют рывок строгого ошейника. Команда достигает цели в случае, если ее подают в тот момент, когда щенок (взрослая собака) начинает нежелательные действия.
   В возрасте 1-3 мес. прекращать нежелательные действия по команде “фу” щенка приучают осторожно, чтобы не затормозить его активность, естественное стремление побегать и попрыгать. Следует помнить, что до 2,5-3-месячного возраста у щенка легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, например на команды “ко мне” и “гуляй”, но еще трудно вырабатываются тормозные реакции. Поэтому в возрасте 1-3 мес. прибегать к механическому воздействию нельзя.
   Отучить щенка от дурных поступков можно с помощью метода отвлечения и переключения его внимания на другое занятие, например игру. Для отвлечения щенка от нежелательных действий можно произнести его кличку, подать команду “ко мне” и показать лакомство. Как только щенок подбежит к хозяину, с ним нужно поиграть и только через некоторое время поощрить лакомством, чтобы тот не посчитал, что его поощряют за нежелательные действия.
   Наказывать щенков в возрасте 1-3 мес. нельзя. Исключением могут быть случаи, если неоднократные попытки отвлечь его от нежелательных действий не увенчались успехом. Тогда щенку можно нанести легкий удар прутиком по спине и одновременно произнести команду “фу”. Это нужно сделать сразу же, как только щенок попытается совершить нежелательное действие, и только со щенком 2,5-3-месячного возраста.
   Щенков 3-6-месячного возраста приучают прекращать нежелательные действия по команде “фу” на протяжении этого возрастного периода. Требования к ним постепенно повышаются.
   При выработке навыка каждый раз, как только щенок попытается произвести нежелательное действие, произносят с угрожающей интонацией команду “фу” (условный раздражитель), которую немедленно подкрепляют механическим воздействием (безусловным раздражителем). Команда “фу” и механическое воздействие не должны пугать щенка. Упражнение в течение дня повторяют 3-4 раза.
   Когда на команду “фу” у щенка выработается первоначальный навык и он станет выполнять ее, можно ограничится одной командой, а безусловный безусловный подкрепляющий раздражитель применять, чтобы выработанный навык не угасал.
   В возрасте 6-8 мес. условия отработки команды “фу” усложняются, повышаются требования к щенку. Главная задача в этот период - добиться более четкого реагирования на команду для прекращения нежелательных действий. Щенка приучают не подбирать с земли кости и другие пищевые отбросы, не брать корм, который предлагают посторонние.
   Команда “фу” и рывки поводком применяют, чтобы отучить щенка набрасываться во время прогулок на людей, транспортные средства и облаивать их.

   
Приучение к играм с хозяином и сверстниками


Вверх Написать письмо На главную страницу
   К играм с хозяином щенка можно приучать уже через несколько дней после того, как он привыкнет к обстановке и к своему хозяину. Для этого используют игрушки, которые периодически бросают на пол, короткие пробежки и т.п. Игры с хозяином должны компенсировать игры со сверстниками. Во время игры нужно стараться имитировать действия других щенков: опрокидывать щенка на спину и т.д. Но делать это нужно осторожно, стараясь не причинить щенку боли, и непродолжительное время. Для развития у щенка чувства уверенности в себе, смелости, настойчивости и инициативы полезно периодически имитировать его победу над хозяином.
   Со щенком могут играть и другие члены семьи, но осторожно и непродолжительное время. Однако ни в коем случае нельзя превращать щенка в живую игрушку, так как это приведет к его переутомлению и ухудшению аппетита.
   Игры со сверстниками полезны для физического развития щенка и для его воспитания. Ничто не может в полной мере заменить ему игр со сверстниками. Непременным условием для этого должны быть здоровье щенков, приблизительно одинаковый возраст. Хозяин обязательно должен наблюдать за игрой.
   Продолжительность игры нужно регулировать и постепенно увеличивать. Там, где играют щенки, не должно быть предметов, которые могут их поранить. После каждой игры щенка необходимо уложить для отдыха.
   Для 3-8-месячных щенков игры с хозяином и сверстниками нужно практиковать по возможности ежедневно, постепенно увеличивая их продолжительность и интенсивность, используя различные игрушки.

   
Приучение к прогулкам


Вверх Написать письмо На главную страницу
   К прогулкам щенка приучают после того, как он привык к хозяину. Гулять со щенком в возрасте 1-3 мес. следует осторожно, так как по физическому развитию и состоянию высшей нервной деятельности они еще недостаточно сформировались и окрепли, и повышенные нагрузки для них слишком велики.
   Прогулки - нужны не только для укрепления здоровья, но и для приобретения жизненного опыта, приспособления к условиям окружающей среды, выработки правильной реакции на различные, в том числе и сильные, внешние раздражители (посторонних людей, животных, транспортные средства и др.). Во время прогулки со щенком на шлейке и поводке периодически нужно останавливаться, предоставлять ему возможность знакомиться с различными предметами, позволять обнюхать их и т.д.
   Каждый раз, когда щенок чего-то испугается, его нужно успокоить поглаживанием, погулять и снова подвести к объекту, чтобы он убедился в отсутствии опасности. Для этого периодически используют лакомство.
   В спокойных местах, где щенку ничто не угрожает, можно отстегивать поводок и предоставлять возможность побегать на свободе. Это способствует выработке у щенка инициативы при ознакомлении с окружающими предметами и запахами, их дифференцировании (распознавании, различении), он учится спокойно и правильно реагировать на различные раздражители, избегая опасности. Однако нельзя ослаблять внимания к щенку и окружающей обстановке, нужно своевременно брать щенка на поводок, если появится автомашина или какая-то другая опасность.
   Не следует переутомлять щенка длительными, непосильными для него прогулками, доводить до такого состояния, когда он станет безучастным и перестанет интересоваться окружающими предметами. Особенно нужно следить, чтобы щенок не выходил из поля зрения хозяина, так как в любой момент ему может потребоваться помощь.
   Прогулки со щенками старше 3 мес. проводят ежедневно, постепенно увеличивая время и протяженность. Их совершают на поводке с ошейником. В спокойных местах поводок отстегивают и предоставляют возможность погулять свободно. Не рекомендуется проходить с ним в непосредственной близости от транспортных средств, издающих сильный шум. Если щенок испугался, его нужно успокоить поглаживанием, а при сильном беспокойстве отвлечь лакомством и через некоторое время снова приблизиться к объекту, испугавшему его, чтобы дать возможность убедиться в отсутствии угрозы.

   
Занятие положения рядом с хозяином


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Приучать щенка к движению рядом с хозяином по команде “рядом” начинают в возрасте 3-6 мес. после того, как он приучен к ошейнику и поводку. Условными раздражителями являются команда “рядом” и жест, безусловными - поглаживание, лакомство и рывок поводком.
   В спокойном месте щенка берут на короткий поводок и ставят у левой ноги. Левой рукой держат поводок в 30-35 см от ошейника так, чтобы он мог легко передвигаться в согнутой кисти, а правой - держат остальную часть поводка за середину, предварительно надев петлю на руку выше кисти. Подают команду “рядом”, и сразу натягивают поводок вперед, затем увлекают щенка рядом с собой. Каждый раз, когда он сделает попытку отойти или отстать, подают команду “рядом” и удерживают его, натягивая поводок (не рывком!). Затем ослабляют натяжение поводка, позволяя щенку свободно двигаться у левой ноги.
   Если щенок во время движения проявляет беспокойство, на ходу успокаивают его, поглаживая левой рукой. В первые дни щенок может проявлять сильное беспокойство. В таких случаях нужно остановиться, успокоить его поглаживанием и возобновить движение по команде “рядом”. Нельзя позволять щенку удаляться во время движения более чем на 1,5м. В течение дня упражнение повторяют 3-4 раза.
   Протяженность маршрута постепенно увеличивают. Ни в коем случае нельзя допускать рывка поводком (так можно поступать только с 6-месячными щенками). В этом упражнении на данном этапе важно добиться, чтобы щенок по команде “рядом” спокойно двигался слева от хозяина на небольшом расстоянии.
   При отработке команды “рядом” со щенками в возрасте 6-8 мес. допускаются рывки поводком. Щенка ставят у левой ноги, подают команду “рядом” и одновременно с началом движения вперед рывком короткого поводка увлекают его за собой. Попытки щенка забежать вперед или отойти в сторону пресекают рывком поводка. Как только щенок примет правильное положение, его поощряют восклицанием “хорошо” и продолжают движение. Натяжение поводка можно ослабить, провоцируя щенка совершить ошибку.
   Постепенно упражнение усложняют, изменяя скорость движения и практикуя повороты в стороны и кругом (через правое плечо).
   Для выработки навыка хождения рядом по жесту на коротком поводке его ставят у левой ноги, хлопают по бедру, подают команду “рядом”, делают рывок поводком и одновременно начинают движение. При этом периодически делают жест и подают команду “рядом”. Постепенно команды и рывки поводком после жеста делают все реже, ограничиваясь только жестом.
   Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде быстро занимает правильное положение у левой ноги хозяина (дрессировщика) и сохраняет его длительное время при любых изменениях направлениях и темпа движения.Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде быстро занимает правильное положение у левой ноги хозяина (дрессировщика) и сохраняет его длительное время при любых изменениях направлениях и темпа движения.

   
Приучение садиться


Вверх Написать письмо На главную страницу
   Приучение щенка садиться по команде “сидеть” начинают с 3-месячного возраста, когда выработаны первоначальные навыки на команды “ко мне” и “рядом”. Условные раздражители - команда “сидеть” и жест, безусловные - лакомство, нажим на поясницу и легкий рывок поводком.
   Щенка подзывают к себе так, чтобы он стал возле левой ноги хозяина, называют кличку, подают команду “сидеть”, а затем, поднеся к его морде в правой руке лакомство, плавно поднимают его над головой щенка вверх и немного назад. Щенок приблизится к лакомству, поднимет голову и сядет, так ему удобней наблюдать за лакомством. Если щенок попытается завладеть лакомством, его удерживают за ошейник, чтобы не подпрыгивал, но поднимал голову. Как только щенок сядет, его поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упрожнение повторяют 2-3 раза.
   Через 4-5 дней после того, как выработаны первоначальные навыки команды “сидеть”, переходят к отработке команды во дворе и в местах, где нет сильных отвлекающих раздражителей.
   В возрасте 6-8 мес. команду “сидеть” отрабатывают на коротком поводке. Щенка ставят у левой ноги, поворачиваются к нему вполоборота, берут поводок правой рукой в 15 см от ошейника, а левую руку кладут на поясницу щенка ближе к крестцу, большим пальцем к себе. Затем подают команду “сидеть”, нажимают левой рукой на поясницу вниз и одновременно правой натягивают поводок вверх и немного назад. Как только щенок сядет, его поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторяют 2-3 раза.
   Когда у щенка выработаны первоначальные навыки по команде “сидеть”, можно перейти к отработке команды на расстоянии нескольких шагов. Щенка ставят на коротком поводке напротив хозяина на расстоянии 2-2,5 шага, произнося кличку, чтобы привлечь его внимание, и подают команду “сидеть”. Как только щенок сядет, его поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторяют 2-3 раза.
   Если команду “сидеть” щенок не выполнит, ее следует повторить более строго. Если после этого она не будет выполнена, нужно подойти к щенку, дать команду “сидеть” и нажимом левой руки на поясницу и натяжением правой рукой поводка вверх и немного назад заставить щенка сесть. Затем его поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. Щенка ставят, отходят от него на 2-2,5 шага, поворачиваются к нему и по команде “сидеть” сажают. После выдержки 5-7 с щенка подзывают к себе и поощряют.
   Если щенок будет двигаться к хозяину без команды, к нему быстро подходят, отводят поводок на место и заставляют сесть по команде “сидеть”. При невыполнении команды нужно использовать поводок и нажать рукой на поясницу, как указано выше.
   Выработать у щенка навык посадки по жесту можно следующим образом. Щенка укладывают напротив себя в 1,5-2 шагах, предварительно повернув ошейник с поводком карабином вниз. В левую руку берут поводок и слегка натягивают его, затем быстро протягивают правую руку в сторону на уровень плеча, сгибают в локте, придав предплечью вертикальное положение (ладонью вперед), опускают к бедру правой ноги и подают команду “сидеть”. После выполнения команды нужно подойти к щенку и поощрить его восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. Спустя некоторое время упражнение повторяют 2-3 раза. Постепенно команду “сидеть” подают все реже, а затем ограничиваются только жестом, изредка подкрепляя его командой.
   В дальнейшем усаживают щенка по команде “сидеть”, одновременно делая жест, но переодически осуществляют только по команде или только по жесту. Навык считается выработанным, если собака четко, быстро и безотказно с различных положений и при любых условиях садиться по первой команде и жесту хозяина (дрессировщика), находясь от него на расстоянии до 15 м, и сохраняет это положение до следующей команды с выдержкой до 15 с.

   
Приучение ложиться


Вверх Написать письмо На главную страницу
  &nbs;Щенка приучают ложиться по команде “лежать” в 3-месячном возрасте, сразу после того, как у него выработаны первоначальные навыки на команду “сидеть”. Условными раздражителями являются команда “лежать” и жест, а безусловными - лакомство, нажим на холку и рывок поводком.
  &nbs;Щенка нужно посадить у левой ноги, сделать полоборота влево, назвать кличку и подать команду “лежать”, а вслед за этим, поднеся к его морде в правой руке лакомство и нагнувшись, плавно опустить лакомство вниз и вперед. Устремляясь за лакомством, щенок нагнется и ляжет. Тогда его поощряют восклицанием “хорошо” и лакомством, одновременно нажимая левой рукой на холку. После небольших перерывов упражнение повторяют 2-3 раза.
  &nbs;Через 4-5 дней после выработки первоначальных навыков занятия можно продолжить во дворе, избегая сильных отвлекающих раздражителей.
  &nbs;Команду “лежать” с 6-8-месячными щенками отрабатывают на коротком поводке. Щенка усаживают у левой ноги, поворачиваются к нему вполоборота, берут поводок в правую руку в 20 см от ошейника так, чтобы карабин поводка находился внизу ошейника, и кладут левую руку на холку. Затем подают команду “лежать”, нажимают левой рукой на холку и одновременно правой рукой делают затяжной рывок поводком вниз и немного вперед. Как только щенок ляжет, его поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. Если он попытается встать, нужно снова подать команду более строгим тоном и нажать левой рукой на холку, удерживая его в лежачем положении 7-10 с. Через некоторое время упражнение следует повторить 2-3 раза.
  &nbs;После выработки у щенка первоначальных навыков на команду “лежать” переходят к ее отработке на расстоянии нескольких шагов. Щенка на коротком поводке нужно посадить напротив себя на расстоянии 1,5-2 шагов, произнести кличку и подать команду “лежать”. Как только щенок ляжет, его поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторяют 2-3 раза.
  &nbs;Если щенок команду не выполнит, ее нужно повторить более строгим тоном. Если и тогда она не будет выполнена, нужно подойти к щенку, дать команду “лежать” и, нажав левой рукой на холку и сделав рывок правой рукой поводка вниз и немного вперед, заставить его лечь. После этого щенка поощряют восклицанием “хорошо”, поглаживанием и лакомством. Затем его сажают, отходят на 1,5-2 шага, поворачиваются к нему и командой “лежать” заставляют лечь. После 7-10-секундной выдержке щенка подзывают к себе и поощряют восклицанием “хорошо” поглаживанием и лакомством. Если он начнет двигаться без команды, нужно быстро подойти к нему, отвести поводок на место и командой “лежать” заставить лечь. При необходимости используют поводок и нажим на холку.
  &nbs;Чтобы выработать у щенка навык ложиться по жесту, поступают следующим образом. Щенка усаживают напротив в 1,5-2 шагах, предварительно повернув ошейник с поводком карабином вниз. Поводок берут в левую руку, слегка натягивают его и поднимают правую руку ладонью вниз вперед на уровень плеча, затем быстро опускают к бедру. Чуть позже подают команду “лежать”. Когда щенок ляжет, его нужно поощрить. Упражнение повторяют 2-3 раза. Постепенно команду “лежать” после жеста подают все реже, а затем ограничиваются одним жестом.
  &nbs;Навык считается выработанным, если собака в любых условиях по первой команде или жесту дрессировщика (хозяина), находясь от него на расстоянии до 15 м, четко и безотказно занимает положение лежа из любого другого и сохраняет его до следующей команды с выдержкой до 15 с.

Материалы взяты из книги Н.В.Беляева
"Как правильно дрессировать собаку"




Продолжение следует...
заходите к нам почаще.





Немного истории Описание породы Приобретение щенка Айболит
Предложения и замечания присылайте по адресу:
cz-7@mail.ru

Copyright © 2002 Артемьева Наталья

Chat.ru ТЕЛПНЕОДХЕФ: ФПЧБТЩ ЙЪ лЙФБС ОБ УБКФЕ Asia.ru!